Таможенный аудит

В современном таможенном и налоговом законодательствах заложены механизмы ненаказуемого исправления некоторых нарушений, которые выявил своевременно проведенный таможенный аудит. Это сделано для поощрения «самообеления» экономики.

Государство, в лице ФТС России и ФНС России, готово не применять штрафные санкции в отношении самостоятельно выявленных и добровольно исправленных  нарушений некоторых таможенных правил (таможенный аудит в системе таможенного администрирования — в статье «Лучше строить мосты, а не стены»).

В руководстве Всемирной таможенной организации по аудиту после очистки товаров от 2012 года процесс пост-таможенного аудита (ПТА) определен как структурированное изучение соответствующих коммерческих бизнес систем, договоров купли-продажи, финансовых и нефинансовых отчетов, физических запасов товара и других активов, как средство измерения и улучшения норм соответствия техническим стандартам.

Однако, в России до настоящего времени не выроботано одобренного всеми экспертами в этой области и общепринятого определения — таможенный аудит. Поэтому нашей Ассоциацией, президент которой является членом рабочей группы ФТС России по таможенному аудиту, предложено следующее определение:

Таможенный аудит– аудиторская проверка по специальному аудиторскому заданию финансовой отчетности и хозяйственных операций организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, выражающая независимое мнение о ее достоверности и соответствии во всех существенных аспектах нормам таможенного, налогового и валютного законодательства, а также оказание юридической помощи в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, проведя в своей компании своевременный и компетентный таможенный аудит можно предотвратить или законно устранить большинство неприятностей, связанных с последствиями таможенной и/или налоговой проверок. Кроме того, в соотвествие с ТК ЕАЭС лица, выявившие у себя, так называемые, незаконно ввезенные товары (НВЗ) до проведения таможенного контроля, имеют право подать декларацию на товары в упрощенном виде. В результате этого можно избежать:

  • Административного наказания по ч.2 ст.16.2 и ст. 16.21 КОАП РФ;
  • Уголовного преследования по ст. 194 УК РФ в случае неуплаты таможенных платежей на сумму более 2 млн. рублей.

Компетентные специалисты в области таможенного аудита на сегодняшний день – товар штучный. Ведь от профессионалов подобной квалификации требуется одновременное и на высочайшем уровне знания по сути  двух  сложнейших и абсолютно самобытных областях права.

Провести комплексную оценку достоверности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия с акцентом на соблюдение требований еще и  таможенного законодательства (таможенный аудит) предложит не каждая  аудиторская компания. А выдать ответственное, юридически значимое аудиторское заключение  в соответствии с ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности», утвержденный Приказом Минфина России от 16.08.2011 N 99н, по итогам проведенного таможенного аудита сегодня готовы только аудиторские компании, гарантом деятельности которых является АТАиК.