Посттаможенный аудит в КНР — курс на эффективность и рыночные механизмы администрирования

Оппоненты таможенного аудита в России — часто приводят в защиту своей «непримиримой» позиции афоризм о том, что собирая в нашей стране «Мерседес», на выходе получишь «Запорожец». Люди у нас не привыкли профессионально и честно работать. Мы же приводим в пример развитие экономики в Южной и Северной Корее. Народ то один… Поэтому продвигая те или иные прогрессивные креативные решения (в данном случае в области таможенного администрирования), все мы надеемся на достижение некоторых общественно значимых положительных результатов.

Рассматривая и анализируя зарубежный опыт в сфере таможенного контроля после выпуска товаров, интересно обозначить опыт Китайской Народной Республики — страны с самыми высокими темпами развития экономики и главного торгового партнера Российской Федерации.

По информации с сайта vuzlit.ru таможенная служба Китая одой из первых внедрили в свою практику систему пост-таможенного аудита. Произошло это в 1994 году.

Создание Китайской таможней системы пост-аудита произошло в результате осознания необходимости изменения организационных методов от одного «контроля грузов» к сочетанию «контроля торговли» и «контроля грузов» для целей реализации эффективного контроля и деятельности.

В настоящее время за пост-аудит отвечает Бюро расследований Главной таможенной администрации, состоящее из отдела аудита и отдела торговых расследований. Также существуют особые аудиторские агентства и профессиональные сотрудники, которые осуществляют свою деятельность в таможенных подразделениях на всей территории страны.

Непосредственная цель пост-аудита заключается в контроле за легальностью импортной и экспортной деятельностью проверяемого лица.

Основной же задачей таможенного аудита является усиление таможенного контроля, нормализация экспортного и импортного порядка, защита законных прав и интересов заинтересованных лиц, стимулирование внешней торговли.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими аудиторскую деятельность в КНР, являются:

  • • Закон «О таможне» Китайской Народной Республики [10];
  • • Закон «О внешней торговле» Китайской Народной Республики [11];
  • • Положения об импортно-экспортном тарифе Китайской Народной Республики [12];
  • • Закон «Об аудите» Китайской Народной Республики [13];
  • · Закон «О бухгалтерском учете» Китайской Народной Республики[14].

Китайская таможня проводит пост-таможенный аудит в отношении предприятий, непосредственно связанных с импортной и экспортной деятельностью. Сюда можно отнести предприятия, занимающиеся или задействованные во внешней торговле, а также предприятия, занимающиеся таможенными складами. Здесь же выступают объектами пост-таможенного аудита и компании, оказывающие услуги по таможенному представительству.

Вся процедура таможенного контроля на основе методов аудита заключается в контроле уплаты таможенных пошлин и налогов, контроле хранящихся на таможенных складах товаров, контроле состояния деятельности таможенного представителя.

Пост-аудитпроводится в четыре этапа: подготовка, реализация, распоряжение и оценка аудита.

Подготовка. В соответствии с уровнем риска, исходя из анализа уровня риска, на этом этапе определяются организации и товары, определяется детальное положение организации на международном рынке, режим его деятельности. Также на данном этапе собираются сведения о товарах и совершенных правонарушениях. Из анализа полученной информации предпринимаются конкретные меры, включая сокращение штата и изъятие оборудования.

Реализация. Таможенный орган проверяет законность ввоза товаров и достоверность товаросопроводительных документов параллельно с проверкой внутренней системы контроля организации и ее внутренних процессов. Одна из особых процедур — расследование дела — сосредотачивается на расследовании и получении доказательств по организациям, которые подозреваются в нарушении требований таможенного законодательства.

Распоряжение. Данный этап в основном относится к нарушениям, выявленным при аудите и в расследовании дела. В результате могут последовать такие меры взыскательного характера как:

  • — уплата налогов;
  • — административные взыскания;
  • — отзыв лицензии;
  • — направление дела в отдел по борьбе с контрабандой для дальнейшего расследования.

Оценка. Таможенный орган проводит оценку точности признаков определенного уровня риска, соответствия организации требованиям таможенного законодательства и положений Таможенной администрации. В результате анализа разрабатываются новые методы работы для повышения эффективности пост-аудита.

Для проведения пост-аудита создается специальная аудиторская группа, которая должна состоять как минимум из двух специалистов-аудиторов. Состав аудиторской группы указывается в решении о проведении пост-аудита.

За три дня до начала проведения пост-таможенного аудита проверяемому лицу вручается письменное уведомление об аудите. При особых условиях таможенный орган с одобрения Таможенного комиссара имеет право на проведение пост-таможенного аудита без предварительного уведомления проверяемого лица, но должностные лица таможенного органа обязаны предоставить такое уведомление при прибытии на место.

По завершении пост-аудита аудиторская группа должна составить аудиторское заключение. Такое заключение должно быть направлено в таможенный орган

Пост-аудит проводится в течение 3 лет после выпуска товаров в свободное обращение.

Для проведения пост-аудита должностные лица наделены следующими правами:

— проверять и делать копии внешнеторговых контрактов, счетов и других товаросопроводительных документов и соответствующих материалов, таких как бухгалтерские книги, счет-фактуры, чеки, документы и другие

материалы по ввозимым и вывозимым товарам;

  • — входить на производственную территорию, складские сооружения и административные помещения для проверки соответствия делопроизводства установленным требованиям, а также для контроля находящихся в них товаров;
  • — получать объяснения от проверяемого лица, его представителей, старших руководителей и сотрудников организации о деятельности организации и других вопросах, связанных с импортно-экспортной деятельностью;
  • — в случае угрозы сокрытия, фальсификации или уничтожения бухгалтерских книг, документов и других соответствующих материалов, должностные лица вправе с одобрения Таможенного комиссара временно опечатать все вышеуказанные документы и материалы; такая процедура не должна мешать обычной производственной и деловой деятельности проверяемой организации;
  • — получать доступ к банковскому счету проверяемого лица с разрешения Таможенного комиссара в коммерческом банке для необходимого расследования и изучения банковских операций;
  • — требовать от проверяемого лица предоставить все бухгалтерские книги, выписки со счета и другие соответствующие документы;
  • — требовать от проверяемого лица предоставить в полном объеме записи и документы, подтверждающие достоверность внешнеторговых сделок;
  • — требовать от проверяемого лица вести и содержать бухгалтерские книги, отчетность, документы, связанные с внешнеэкономической деятельностью организации, в соответствии с установленными требованиями, законами и положениями.

При проведении пост-аудита должностные лица, реализуя свои права, должны при этом соблюдать и свои обязанности.

К обязанностям должностных лиц при проведении пост-аудита относятся:

  • — справедливо исполнять закон, соблюдать и защищать права и законные интересы проверяемых лиц;
  • — проводить пост-аудит согласно установленному законом порядку, не допускается самостоятельное изменение процедур проведения аудита в обход закона;
  • — избегать приостановки профессиональной деятельности организации, не мешать ее нормальному функционированию;
  • — своевременно уведомлять проверяемое лицо о результатах пост- аудита.

По завершении пост-таможенного аудита аудиторская группа должна составить аудиторское заключение и аудиторский отчет. После ознакомления проверяемого лица с аудиторским отчетом, аудиторская группа должна направить отчет в таможенный орган.

Письменное заключение аудиторской группы должно быть доставлено в таможенный орган в течение 7 дней после получения аудиторского отчета. Таможенный орган в течение 30 дней после получения аудиторского отчета должен вынести свое заключение, в котором излагаются все результаты аудиторской проверки. Копия такого заключения должна быть передана лицу, прошедшему пост-аудит.

Таможенный орган оставляет за собой право наложить взыскание на организацию, не исправившую нарушения в течение установленного срока.

Права лиц, проходящих пост-аудит:

  • — право быть уведомленным о проведении в отношении его пост- аудита;
  • — право на подачу апелляцию;
  • — право требования возмещения причиненного ущерба;
  • — право требовать от должностных лиц проведения пост-аудита в соответствии с законодательством.

Обязанности лиц, проходящих пост-аудит:

  • — предоставить бухгалтерские книги, выписки со счетов и другие необходимые для таможенного аудита документы и обеспечить их полноту, достоверность и точность;
  • — вести и содержать бухгалтерские книги, документы и материалы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, в соответствии с установленными требованиями, законами и положениями;
  • — во время проведения пост-аудита представить должностным лицам соответствующие бухгалтерские книги, счета и другие необходимые документы, не отказывать в их предъявлении, а также задерживать, передавать, скрывать, фальсифицировать и уничтожать необходимые для таможенного аудита документы и материалы;
  • — во время проверки и снятия копий бухгалтерских книг, документов и других необходимых данных или во время аудита производственных и административных помещений, складских сооружений обеспечить присутствие своего законного представителя, старших руководителей или других особых представителей, которые по требованию должностных лиц во время таможенного аудита составляют перечень бухгалтерских книг, открывают склады и помещения, распаковывают товары.

При проведении пост-аудита существуют разные методы работы, и таможенный орган выбирает определенный метод в зависимости от конкретного случая.

Для начала разберем понятия обычного и особого пост-аудита.

Обычный пост-аудит означает, что таможенный орган проводит проверку ежедневной деятельности организации, проверку выпуска организациями товаров в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Особый пост-аудит концентрируется на выявлении и устранении нарушений требований таможенного законодательства путем проведения целенаправленного аудита конкретной организации с анализом рисков. Одним из методов проведения пост-аудита является объединение обычного и особого аудита для улучшения общего контроля над организациями.

Еще одним методом работы является объединение анализа рисков и пост- таможенного аудита. На основе анализа рисков специальные аудиторские подразделения таможенного органа применяют идеологию «ориентированного на риск пост-таможенного аудита». При таком методе работы таможенный орган отбирает для проведения особого аудита организацию с высоким уровнем риска. При этом повышается точность и эффективность пост-аудита.

Хоть система пост-аудита Китайской таможни и не имеет долгой истории, но она уже успела показать огромный потенциал. В настоящий момент пост-таможенный аудит в Китае развивается и прогрессирует.

Читайте также:

Добавить комментарий