МАНИФЕСТ таможенного аудита в России

Перед заседанием рабочей группы ФТС России по таможенному аудиту предлагаем обсудить документ, без согласования которого, по нашему мнению, движение вперед по пути внедрения передовых методов таможенного администрирования станет не очивидным.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ (СТАНДАРТОВ) АУДИТА

  1. НАШЕ ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИ И ЦЕЛЕЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

1.1. Описание ситуации
ФТС России проводится эксперимент по установлению возможности использования таможенными органами аудиторских заключений для целей таможенного контроля (далее – таможенный аудит). После проведения первого этапа эксперимента и анализа его результатов ФТС России было принято решение продолжить работу в этом направлении.
В рамках второго этапа эксперимента запланированы: продолжение проведения таможенного аудита по согласованным процедурам, разработка проектов стандартов, методики проведения таможенного аудита, форм отражения результата таможенного аудита, предложений по внесению изменений и дополнений в КоАП России по составу нарушений и мерам ответственности таможенных аудиторов за недостоверное представление сведений, формирование перечня и порядка аккредитации таможенных аудиторов, контроля уровня их квалификации для проведения таможенного аудита.
В настоящее время подготовлен проект приказа ФТС России, в котором определены основные условия эксперимента и порядок действий рабочей группы ФТС России. Как мы понимаем, участники ВЭД, которые будут в добровольном порядке предоставлять заключения по таможенному аудиту, потенциально могут претендовать на ускорение и упрощение прохождения таможенных процедур, в частности:
• Категорирование импортеров/экспортеров, в том числе выявление из числа проверяемых лиц участников ВЭД, деятельность которых отнесена к низкой степени риска нарушения таможенного законодательства
• Освобождение от обеспечения уплаты таможенных платежей
• Автоматическую регистрацию и автоматический выпуск (без участия инспектора)
• Отсрочку уплаты таможенных платежей (на срок до 10-15 дней после выпуска товаров)
• Включение в реестр УЭО, периодическое подтверждение статуса, при наличии немодифицированного аудиторского заключения
• Сопровождение подготовки и сдачи в таможенный орган отчетности, предусмотренной таможенным законодательством ЕАЭС.
В настоящее время в проекте приказа ФТС России «О проведении второго этапа эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля» не определено, какие упрощения и в каком порядке будут предоставляться участникам эксперимента.

1.2. Цели таможенных органов в отношении таможенного аудита
Как следует из проекта приказа ФТС России и рабочих материалов, направляемых в рамках рабочей группы, мы понимаем, что таможенные органы планируют использовать результаты таможенного аудита для решения следующих основных задач:

  1. Обеспечение полной уплаты таможенных платежей;
  2. Содействие развитию внешней торговли и улучшению инвестиционного климата за счёт упрощения и ускорения таможенных процедур у компаний, прошедших таможенный аудит;
  3. Снижение издержек государства по осуществлению контроля за соблюдением таможенного законодательства лицами, осуществляющими внешнеторговую деятельность, путем организации саморегулирования бизнеса и за счёт него, что позволит повысить эффективность таможенного контроля за лицами, деятельность которых отнесена к высокой степени риска нарушения таможенного законодательства, а также лицами, реализующими товары в оптовой и розничной торговле.
  4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

2.1. Основные положения
Для продолжения работ в рамках второго этапа эксперимента представляется необходимым определить основные подходы и цели предполагаемого проекта, а также концептуальные вопросы, требующие дальнейшей проработки.
По нашему мнению, без их концептуального согласования и подтверждения таможенными органами внедрение таможенного аудита не достигнет ожидаемых целей и может создать неблагоприятные условия для работы бизнеса в России. Разработка стандартов и методологии таможенного аудита должна основываться на согласованных участниками рабочей группы и заинтересованными подразделениями ФТС России подходах.
Аудитор финансовой отчётности выражает свое мнение относительно того, соответствует ли финансовая отчетность организации, во всех существенных аспектах, установленным правилам ее составления. Фраза «во всех существенных аспектах» означает, что аудитор подтверждает соответствие финансовой отчетности установленным правилам ее составления даже в случае наличия несущественных (нематериальных) ошибок в финансовой отчетности, которые не влияют на решения, принимаемые пользователями такой отчетности.
Поэтому, на наш взгляд, целью таможенного аудита не должно являться подтверждение соответствия всех без исключения операций участников ВЭД таможенному законодательству ЕАЭС.

2.2. Предлагаемые к разработке базовые подходы к проведению таможенного аудита
Проверки деятельности компаний в ходе таможенного аудита должны осуществляться с использованием следующих базовых подходов:
 проведение таможенного аудита для участников ВЭД исключительно на добровольной основе;
 возможность полагаться на проверку внутренних процессов и системы внутреннего контроля участников ВЭД;
 проверка правильности методологических подходов участников ВЭД по ключевым вопросам таможенного законодательства (например, таможенная стоимость, страна происхождения), влияющих на определение размера таможенных платежей;
 применение концепции существенности (материальности) к выявленным таможенным аудитором нарушениям таможенного законодательства. Проведение таможенного аудита с определенным уровнем существенности (материальности) на выборочной основе (аудит не предусматривает тестирование 100% документов и операций аудируемого лица). Нарушения таможенного законодательства, не превышающие уровня существенности (материальности), в аудиторском заключении (отчете) не отражаются;
 выборочность объектов таможенного аудита при проверке внешнеторговых операций исходя из уровня существенности (например, проверка определенного количества документов на основании выборки из всей совокупности документов);
 использование стандартных методов и тестов, используемых аудиторами, с учетом специфики таможенных вопросов;
 возможность исправления аудируемым лицом (участником ВЭД) ошибок (устранения выявленных нарушений и/или недостатков в системе внутренних контролей) в добровольном порядке без применения к ним санкций со стороны таможенного органа (административных штрафов, пеней, ареста товаров и т.п.);
 ограничение ответственности таможенных аудиторов. Например, таможенный аудитор не должен нести ответственность при выявлении таможенным органом нарушения таможенного законодательства аудируемым лицом в случае, если такое нарушение не является существенным для целей таможенного аудита либо в случае необнаружения существенной ошибки в области таможенного законодательства при условии проведения качественного аудита (риск необнаружения);
 возможность для проверяемого лица претендовать на конкретные таможенные упрощения. Получение определенных значительных преференций, в случае проведения участником ВЭД таможенного аудита и получения немодифицированного аудиторского заключения;
 соблюдение принципов независимости аудитора;
 проведение таможенного аудита не должно быть единственной возможностью для участников ВЭД, чтобы подтвердить свою «законопослушность». Участникам ВЭД должна быть предоставлена возможность разумной альтернативы такому подтверждению.
Мы также предлагаем включить в состав рабочей группы представителей Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

  1. ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ
    Перечисленные ниже вопросы являются концептуальными для дальнейшей разработки процедур, методологии и внедрения таможенного аудита в целом. Считаем, что дальнейшая работа по разработке таможенного аудита возможна только после их согласования с таможенными органами.
     Определение предмета и методологии таможенного аудита;
     Определение уровня существенности (материальности) и критериев выборочности таможенного аудита;
     Согласование содержания аудиторского заключения (отчета) по таможенному аудиту;
     Разработка концепции и согласование терминологии таможенного аудита на основании уже действующего законодательства и принятых стандартов аудиторской деятельности. Легитимация аудиторского заключения в таможенной сфере путем внесения изменений в законодательство;
     Изучение международной практики и возможность использования зарубежных стандартов аудиторской деятельности;
     Анализ возможных ограничений, устанавливаемых законодательством других стран (например, ЕС и США) на оказание услуг в таможенной сфере;
     Оценка квалификации аудитора, критерии для включения в/исключения из перечня таможенных аудиторов. Квалификационные документы (лицензия аудитора? дополнительная лицензия? обязательное членство в СРО аудиторов?).

Читайте также:

Добавить комментарий