Доклад генерального директора Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов В.Б. Кореневского на заседании Комиссии Общественного совета ФТС России 24.07.2019

Уважаемые коллеги!

ЗАГРУЗИТЬСЛАЙДЫ

СЛАЙД 1

Проект концепции формирования института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных контрольных функций

Для наилучшего понимания логики процесса необходимо осветить два неожиданных, на первый взгляд, аспекта:

  1. Пифагорейцы считали, что смысл жизни познаётся во время многочисленных реинкарнаций, а её основой являются числа.
  2. Если два человека хотят справедливо разделить яблоко, то один должен разрезать его, а второй выбрать себе половинку. Это называется системой сдержек и противовесов.

Таможенный аудит или посттаможенный аудит, как самая эффективная форма таможенного контроля и, пожалуй, единственная содействующая развитию бизнеса уже давно и успешно применяется во всем прогрессивном мире. Однако в России он умер еще ребёнком в 1999 году из — за всем известной путаницы в терминологии. Аудит в соответствии с Федеральным законом – вид предпринимательской деятельности, а посттаможенный аудит – форма таможенного контроля. В результате в таможенном кодексе России 2004 года на смену проверки финансово — хозяйственной деятельности пришла таможенная ревизия, а не аудит. Таким образом, сегодня мы не изобретаем велосипед, а имеем дело с реинкарнацией аудита, только переосмысленной в цифре (ознакомиться с КПС «Таможенный аудит» можно перейдя по следующей ссылке).

СЛАЙД 2

В представленном вашему вниманию Проекте под институтом таможенного аудита понимается совокупность и взаимодействие кастомс комплайнс, собственно таможенного аудита и таможенного контроля. Такой подход, безусловно, сильно усложняет восприятие концепции, но в современных российских условиях любое упрощение процесса до уровня «украл-выпил-в тюрьму» неизбежно приведёт к провалу любой, даже самой прогрессивной идеи. Поэтому в проекте заложена система с двумя контурами обратной связи, делающими её эффективной и устойчивой к коррупции.

СЛАЙД 3

На слайде 2, 3 обозначены области, направления и структуры, которые должны подвергнуться реформам для создания института таможенного аудита в России.

В ФТС России необходимо создать подразделение посттаможенного аудита и выделить подразделение, администрирующее СУР после выпуска товаров. Надо разработать методику проведения выездных таможенных проверок на основе стандартов аудита и нормативные правовые акты, регулирующие представление упрощений лицам, успешно прошедших таможенный аудит, а при получении статуса УЭО второго и третьего типов, представление аудиторских заключений, подтверждающих их финансовую устойчивость.

СЛАЙД 4

Заинтересованные аудиторские организации.

В первую очередь необходимо создать СРО таможенных аудиторов для включения в реестр ФТС России. Разработать и утвердить стандарты внутреннего контроля аудиторов в СРО, а также порядок привлечения их к ответственности в случае невыявления ими существенных нарушений. Очень важно организовать систему подготовки кадров для проведения таможенного аудита и службы в соответствующих подразделениях ФТС России.

СЛАЙД 5

Примерная схема взаимодействия ФТС России, аудиторов и участников ВЭД в рамках функционирования института таможенного аудита.

На первом этапе участники ВЭД проводят внутренние или внешние проверки на соответствие требованиям законодательства РФ. При достижении уровня «разумной уверенности» и желании перенести таможенный контроль на этап после выпуска товаров или получить статус УЭО, они обращается в любую саморегулируемую организацию таможенных аудиторов, внесённую в реестр ФТС России. После проведения таможенного аудита заключение по его результатам направляется в ФТС, где и принимается соответствующее решение, в случае необходимости разрабатываются профили риска и составляется план проведения выездных таможенных проверок, по результатам которых аудиторские СРО могут быть исключены из реестра.

СЛАЙД 6

Целевые ориентиры:

О темпах развития института таможенного аудита в России и его эффективности может свидетельствовать достижение следующих установленных значений.

  1. Количество переданных в ФТС России аудиторских заключений;
  2. Процент аудиторских заключений, выводы которых были опровергнуты результатами проверок, проведённых ФТС России.

 Однако глубокая проработка этого вопроса, как впрочем и многих других, возможна только в рамках заседаний находящейся последние три года в анабиозе рабочей группы ФТС России по аудиту.

Для успешной реализации проекта необходимо срочно реанимировать Рабочую группу. В её состав входят компетентные в области аудита и таможенного дела эксперты, которым предстоит решение сложных интеллектуальных задач. Например, при проведении инициативного аудита по согласованным процедурам, коим и является таможенный аудит, в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, пользователям выдаётся не заключение, а отчёт о его проведении. Это заложено в проекте, но в рабочем порядке необходимо разработать и формализовать заключение по отчету в электронном виде, выбрать формат файла и заложить возможность использования при его обработки блокчейн технологий.

Поэтому предлагаю внести в протокол сегодняшнего заседания пункт о необходимости взятия под общественный контроль функционирования Рабочей группы ФТС России по аудиту и обеспечения её взаимодействия с экспертами общественного совета.

Спасибо за внимание.

Читайте также: