Проект концепции формирования института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных контрольных функций

В соотвествии с приказом в ФТС России создана рабочая группа и проведён первый этап эксперимента. Выводы. Однако, уже более двух лет рабочая группа не собиралась, второй этап эксперимента даже не начинался, вся деятельность по созданию института таможенного аудита фактически заморожена. Вместо конкретных стратегически выверенных действий руководство ФТС России металось из стороны в сторону, прислушиваясь к мнению отдельных «специалистов» и заинтересованных групп лиц, в том числе входящих в составы различных рабочих групп и многочисленных советов. Как сказал детский писатель Корней Чуковский: «В России нужно жить долго», поэтому все это время АТАиК не гонялась за быстрой прибылью, а методично, шаг за шагом, прорабатывала и популяризовала вопросы связанные с созданием института таможенного аудита в России, отсутствие которого создаст в ближайшем будущем острейшие проблемы в области таможенного администрирования.

И вот теперь, в ФТС России разрабатывается концепция развития таможенной службы до 2030 года, в которой, по нашим сведениям, все же планируется создание института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных контрольных функций.

Таким образом, в силу возможных стратегических корректировок вектора таможенного администрирования АТАиК сочла необходимым разработать и предложить ФТС России, бизнесу и экспертному сообществу своё видение таможенного аудита, вписанного в систему таможенного контроля и категорирования участников ВЭД, с учётом выстраивания системы всех необходимых сдержек и противовесов.

Проект концепции формирования института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных контрольных функций

Области, направления и структуры, которые должны подвергнуться реформам для создания института таможенного аудита в России.

ФТС России:

  1. Создание Управления посттаможенного аудита (далее – УПТА), с функциями ведения реестра уполномоченных саморегулируемых организаций таможенных аудиторов;
  2. Создание в структуре Управления контроля таможенных рисков подразделения, администрирующего систему управления рисками после выпуска товаров;
  3. Передача функций проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки профильным структурным подразделениям ФТС России, а функции контроля незаконно ввезённых товаров в правоохранительный блок;
  4. Разработка методик (стандартов) выездных таможенных проверок на основе методов аудита (далее-ПТА);
  5. Организация системы подготовки кадров для проведения ПТА;
  6. Разработка нормативных правовых актов, регулирующих представление лицам, успешно прошедших таможенный аудит соответствующих упрощений (не применение мер по минимизации всех ПР, кроме перечисленных ниже, не взимание обеспечения при проведении дополнительной проверки и так далее), а также подтверждающих финансовую устойчивость лиц, претендующих на получения статуса УЭО второго и третьего типа.

Заинтересованные аудиторские организации (далее – аудиторы):

  1. Создание саморегулируемых организаций таможенных аудиторов для включения в реестр ФТС России (далее – СРО);
  2. Разработка и утверждение в ФТС России стандартов контроля аудиторов СРО, а также порядок привлечения их к ответственности в случае не выявления ими существенных нарушений при проведении таможенного аудита;
  3. Разработка и утверждение в ФТС России методик (стандартов) проведения таможенного аудита, в том числе стандарта существенности (материальности), а так же формы аудиторского заключения.
  4. Организация системы подготовки кадров для проведения таможенного аудита.

Основные принципы взаимодействия ФТС России, аудиторов и участников ВЭД.

Схема взаимодействия при проведении проверочных мероприятий:

  1. Проведение участниками ВЭД внутренних или внешних проверок на соответствие требованиям законодательства РФ.
  2. Проведение таможенного аудита и направление аудиторских заключения в УКТР ФТС России;
  3. Рассмотрение УКТР ФТС России аудиторских заключений, предоставление соответствующих упрощений, создание ПР на этапах декларирования товаров и после их выпуска, разработка плана проведения выездных таможенных проверок на определенный период (например, один год) для УПТА, мониторинг деятельности лиц, получивших упрощения;
  4. Проведение выездных таможенных проверок УПТА, передача их результатов в УКТР для анализа использования предоставленных упрощений и разработки ПР (на этапах до и после выпуска товаров), контроль достоверности сведений предоставленных аудиторами, администрирование реестра СРО.

Схема взаимодействия при использовании, разработанного АТАиК комплексного программного средства «Таможенный аудит» (далее – КПС):

  1. Самопроверка участников ВЭД;
  2. Таможенный аудит с присвоением участнику ВЭД определенного количества баллов;
  3. Анализ УКТР выявленных аудиторами областей рисков, использование его результатов при составлении плана выездных таможенных проверок.
  4. Проведение УПТА ПТА с использованием аудиторской части КПС и применением КПС, модифицированного для функций таможенного контроля.

Целевые ориентиры:

  1. Количество переданных в ФТС России аудиторских заключений;
  2. Процент аудиторских заключений, выводы которых были опровергнуты результатами ПТА, проведённых УПТА ФТС России.

Читайте также: